JooMix Joomla

История разработки имиджа Минска: находки и потери

Под имиджем понимается целостный, качественно определенный образ объекта, устойчиво живущий и воспринимающийся в массовом и индивидуальном сознании, который возникает и корректируется в результате восприятия поступающей информации сквозь сеть действующих стереотипов. Имидж Страны (города) – это функция, зависящая от  множества переменных. Я сделаю типологизацию образа Минска по нескольким основополагающим критериям.

1. Историко-культурный критерий.

Архитектура, ключевые исторические события

Минск вовремя Великой отечественной войны был практически полностью разрушен. Целых зданий практически не осталось. Мало пострадали  здания Дома правительства на площади Независимости (Ленина), Костел Пресвятой Девы Марии , Красный костёл святого Симеона и святой Елены, Купаловский театр , Горьковский театр, Оперный театр , Стадион «Динамо». Памятник Ленина перед Домом правительства  во время оккупации был демонтирован, и после войны восстановлен по эскизам. Герб СССР на Доме правительства немецко-фашистские захватчики демонтировать не сумели и просто завесили его флагом со свастикой.  Послевоенный Минск, несмотря на чудовищные разрушения во время войны, достаточно быстро восстанавливался. Некоторые здания были реконструированы, какие-то пришлось отстраивать заново. Здесь стоит вспомнить храмово-монастырские комплексы базилианов и бернардинцев в Верхнем Городе, бывшую больницу №2, пивоварню «Аліварыя», бывшую пожарную часть на Городском Валу, дореволюционные заводы на улице Октябрьской.

Хочу отметить, что архитектура послевоенного Минска сильно напоминает архитектуру Европейских городов 18…19 веков. Многие здания старой части города строились в послевоенный период 1945…56 годы.  Эти здания обладают богатым разнообразием архитектурных элементов. В основном здания имеют колониальный тип строения, имеются четное количество колон, что характерно для Античной архитектуры. Большинство зданий симметричны не зависимо от размеров. Это прекрасно видно на зданиях района Минска, идущих вдоль проспекта Независимости от Площади Независимости вплоть до Площади Калинина. Наиболее богаты на архитектурные элементы старые здания до площади Октябрьская. Тут можно увидеть Портик (характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенных перед фасадом здания), Капитель (элемент венчающей части колонны), пилястры различной формы (вертикальный выступ стены), антаблемент (верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах), аттик (стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом). Эти элементы прекрасно видна на здании ГУМа, элемент бельведер (надстройка над зданием, обычно круглая в плане) на здании КГБ, а элемент сандрик (небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли, часто завершается фронтоном) присутствуют на всех зданиях, построенных в этот период времени. Здания с такими элементами архитектуры широко распространены во многих городах Европы, например в Польше, Словакии, Болгарии, Испании, Австрии, что свидетельствует о единстве архитектурных стилей и "ГОСТов" на всей территории Европы.

В Минске есть интересное по  архитектуре и названию здание -  "Дома под шпилем" или здание Адмиралтейства, принадлежащего Министерству обороны, чем-то напоминающее архитектуру здании в Питере, хотя известно, что Беларусь не имеет выхода в море.

Используя эти особенности архитектуры зданий, в Минске снимались фильмы "Давай поженимся" (1982), "Не понимаю" (1989), "Наш человек в Сан-Ремо" (1990), "Не хочу жениться " (1993), "Ускоренная помощь" (1997),"Охота за пиранью" (2006), "Стиляги" (2008), "Поп" (2009), "ПираМММида"(2011), "Шпион" (2012), сериал "Сваты" (2017). В национальном аэропорту Минска проводились частично съемки "Миссия невыполнима 5". По сюжету действия фильма с участием Томма Круза должны были проходить в Беларуси, однако съемка "Беларусь" прошла в Британии.

Постройки 60-х годов имеют более упрощенную архитектуру, архитектурные излишества убираются. Разрабатывались проекты зданий, направленные на удовлетворение потребностей всех граждан страны в жилье (Хрущевки) – временное (срок службы до 50 лет), простое, надежное, эргономичное жилье для советских граждан. Были проекты 70 годов и более поздние. Есть и современные проекты зданий Микрорайонов .

Такая архитектурная  особенность связана с тем, что концепция строительства послевоенного города Минска была направлена на создание схожести столицы Советской Белоруссии с Европейскими городам, чтобы Минск являлся лицом Советского Союза для иностранных гостей. Еще одним лицом, близким к западной Европе, были бывшие прибалтийские республики.

Искусство, культура.

В Минске много музеев, театров, кинотеатров, библиотек, есть цирк. Минск является культурно-историческим центром Республики Беларусь.

"Большой театр оперы и балета республики Беларусь" хорошо известен во всем мире. Язык музыки и танца понятен любому человеку в мире. Репертуар театра составляют старые классические произведения, такие как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Риголетто», «Волшебна флейта», «Кармен», «Летучий голландец», «Травиата», «Дон-Кихот», "Спартак", "Ромео и Джульетта", так и современные произведения и постановки, новая интерпретация "Князь Игорь", «Витовт» или «Седая легенда». Большой Театр является визитной карточкой Минска и Беларуси, его гастроли проходят во многих театрах мира.

Не менее известны и популярны Белорусский государственный музыкальный театр, Республиканский театр белорусской драматургии, Национальный академический театр им. Я. Купалы и другие.

Среди музеев в Минске наиболее популярны Белорусский государственный музей истории ВОВ, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальный исторический музей Республики Беларусь, Государственный Музей Природы и Экологии Республики Беларусь, Музей Лошицкая усадьба.

Т.е. ситуация с культурным и историческим образом Минска довольно хорошая. Однако, по-моему, при разработке национальной концепции Республики Беларусь сделан ошибочный упор на отделение национально-историческое-культурного наследия населения, проживавшего на территории современной Беларуси от мировой культуры (т.е. мы жили отдельно и развивались как бы отдельно). На самом деле Беларусь как таковая, как государственно-территориальный  субъект возник в 1918 году. До этого на территории нынешней Беларуси были другие государства и территориальные субъекты, по территории существенно отличавшиеся от нынешней Беларуси. Схожесть языков различных народов, проживающих рядом (польский, русский, украинский, словацкий, болгарский) свидетельствует о родстве народов и существовании на этой территории единого государства или империи.

2. Туристический.

Минск – был и остается комфортным и привлекательным для путешественников городом своей компактностью, красотой, разнообразием культурно-исторических мест, возможностью для отдыха. Туристы, приезжая в Беларусь, ожидают увидеть страну, схожую с бывшим СССР. Однако это далеко не так. Изменились ценности и мировоззрение людей.

Ценовая категория для туристов различна, и, на мой взгляд, неоправданно завышена в сравнении с Западно-европейской, российской и украинской на услуги, питание, проживание, проезд , завышена соотношение цена-качество. Также дорогие международные перелёты, международные железнодорожные пассажирские проезды, стоимость платных дорог.

Дублирование информации латиницей и на иностранных языках является вопросом спорным. Я нигде в других странах не видел дублирование информации на иностранном для местных жителях языке, кроме нашей страны и России. На мой взгляд, на это не стоит тратиться. Достаточно просто наличие инфоцентров в городе, где будет представляться информация на иностранных языках.

3. «Внешний вид» или визуальный образ.

 Минск очень красивый, чистый и зеленый город. Скажу про самые красивые места Минска. На мой взгляд, одно из таких  мест  - это мост  через Свислочь, участок проспекта от цирка  до Площади Победы. Далее можно пройти вдоль Свислочи, мимо Большого театра оперы и балета, мимо Троицкого предместья, Немиги, "Панорамы" до гостинцы "Беларусь". Самое красивое время – это вечер, когда включаются фонари и подсветка зданий. До 23 часов. Это стоит посмотреть даже минчанам.

С государственной символикой несколько сложнее. Музыка гимна однозначно идентифицируется с советским временем. Практически все граждане Беларуси  знают текст гимна или в новом изложении, или в старом советском.

Основы современных флага и герба Республики Беларусь были взяты из символики БССР и приняты в 1995 году в результате референдума. В 2020 году было предложено внести изменения в государственную символику.  Законопроект разработали в Министерстве юстиции. Изменения затронут в основном Герб Беларуси. Изображение клевера и льна станут более объемными, как и ленты, которые обрамляют цветы. Уточнено изображение контура территории государства, оно станет золотым — в тон солнечных лучей. Изображения материков станут более четкими и географически выверенными. Более четким будет художественное решение ленты с надписью «Республика Беларусь». "Возмущение" во время обсуждение вызвало доворот земного шара в сторону Европы. Сроки замены герба пока не определены, не ясна стоимость проекта, законопроект направлен в парламент.

Минск имеет свой Герб. Герб Минска отличается простотой, красочностью, высокой художественностью и некой наивностью. В центр синего барочного щита помещена Божья Матерь в красно-синем одеянии. Она стоит на серебристом облаке в окружении двух херувимов. Над головой Божьей Матери витает пара ангелов. Руки у Богородицы разведены, что соответствует православной традиции. Герб Минска отображает в себе фундаментальный догмат католицизма о Вознесении Пресвятой Девы Марии.  Главный символ Минска был официально утвержден в 2001 году.

4. Инвестиционно-экономический.

Инвестиционно-экономический Минск нельзя рассматривать отдельно от страны. В Минске все те же условия для бизнеса, риски, ограничения и возможности для предпринимательской и инвестиционной деятельности.  Здесь стоит помнить, что если иностранный финансовый капитал приходит в страну, то на данный момент представляется интерес для вложения иностранного капитала в экономику страны, уход капитала – это скорее всего капитал снял "сливки" и ушел. Если национальный бизнес выводит деньги из страны – то это вопрос климата.

5. Имидж производимого товара или услуги.

В отношении Минска скорее всего прошел  прорыв в сфере ITтехнологий. В Минске есть крупные известные предприятия вроде  МАЗ, Тракторный завод, Белкоммунмаш, Атлант, Милавица. У нас нет устойчивого имиджа в товарной сфере в мировом пространстве, т.к. нет экспорта товаров массового спроса, которые в первую очередь формируют «товарный» имидж страны. Скорее мы ассоциируемся с некоторыми группами товаров исключительно на постсоветском, прежде всего, российском пространстве.

6. Качество жизни – уровень благосостояния, образование, здравоохранение, экология.

Косвенным критерием относительного благополучия страны является длительность жизни. Согласно статистике Белгосстата в Настоящее время наблюдается невысокий прирос населения за счет вновь рожденных. Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин при рождении - 65.6 лет (года), женщин - 77.2 лет (года). Численность трудоспособного населения более чем в два раза превышает численность населения нетрудоспособного возраста. Такое отношение создаёт относительно низкую социальную нагрузку для общества. Однако ни качество здравоохранения, ни качество образования в Беларуси не обеспечивают качество жизни, сопоставимое с богатыми странами, а значит, здесь имидж даже несколько лучше, чем реальное положение дел. Хотя это вопрос скорее всего геополитический.

7. Политический – наиболее «клишированный»из-за меньшего количества «оттенков» политического спектра. Здесь хочу сказать о том, что в открытом доступе в интернете есть статья 8 Конституции Республики Беларусь, есть бюджет Республики Беларусь на 2020 год, статьи расходов и доходов, есть отчет МВФ по Беларуси за 2019 год, есть финансовый отчет Национального банка Республики Беларусь, из которого всё ясно.

8. Имидж «человеческого капитала»  - люди очень образованные, добрые отзывчивые, трудолюбивые, терпеливые, уважительные, с высоким болевым порогом, но хотят жить лучше, чем сейчас.